Родительское собрание
"Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому"
Цель: выявить роль семьи в формировании личности человека
Ход собрания:
1. Введение в тему.
Просмотр видеоролика. Обсуждение, высказывание мнений, чему будет посвящено родительское собрание.
2. Вступительное слово учителя.
Слайд 1. Подсказкой могут служить слова Януша Корчака: «Как редко ребенок бывает таким, как нам хочется…», которые являются эпиграфом нашего собрания. Продолжается обсуждение, высказывание мнений, чему будет посвящено родительское собрание.
Слайд 1. Появляется тема "Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому"
Именно семья играет важную роль в формировании личности человека. В повседневном общении с родителями ребёнок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения.
Важно, какие эмоциональные впечатления он получает в детстве - положительные или отрицательные; какие проявления взрослых наблюдает: заботу, доброту, сердечность, приветливые лица, спокойный тон, юмор или суету, взвинченность, ворчливость, зависть, мелочность, хмурые лица.
Будет ли первоначальный опыт общения ребёнка со взрослыми положительным, зависит от того, какое положение он занимает в семейном коллективе. Если взрослые всё своё внимание концентрируют на том, чтобы удовлетворить любое желание, любой каприз малыша, создаются условия для процветания эгоцентризма. Если же ребёнок не получает необходимого внимания, ласки, понимания, он может начать добиваться этого, используя разные способы, в том числе упрямство, капризы. Там, где ребёнок равноправный член семьи, причастен к её делам, разделяет общие заботы, выполняет (в меру своих возможностей) определённые обязанности, создаются более благополучные условия для формирования у него активной положительной жизненной позиции.
Дети очень любят рисовать, и мы провели методику рисунка «Моя семья».
Цель этой методики: Выявить отношение ребёнка к членам семьи, семейным делам и то, как он определяет своё место в семье
Ребятам предлагалось нарисовать свою семью. (Рисунки Вы можете найти в папочке своего ребёнка. Изучите их.)
Выступление психолога
При анализе рисунка учитывались:
- Содержательные аспекты (анализ структуры рисунка семьи, отдельных её членов)
- Различие стилей рисования (количество деталей, цвета)
- Анализ процесса рисования (последовательность, затраченное время, комментарии)
Примерные схемы интерпретации: Ребёнок не всегда рисует всех членов семьи. Обычно он не рисует тех, с кем находится в конфликтных отношениях. Расположение членов семьи часто указывает на стиль взаимоотношений. Так, важным показателем психологической близости является расстояние между членами семьи. Иногда между отдельными членами семьи рисуются разные предметы, которые служат как бы преградой между ними. Нередко можно увидеть, что отец сидит, спрятавшись за газету, около телевизора, мать чаще на кухне.
Общая деятельность семьи (все читают, делают уборку, мастерят), как правило, свидетельствует о благоприятных семейных отношениях. Иногда дети рисуют фигуры очень маленькими и располагают их на нижней части листа. Это может говорить о депрессивности ребёнка. На некоторых рисунках больше вещей, чем людей, - это может свидетельствовать об эмоциональной озабоченности ребёнка, его тревожном состоянии.
Считается, что более детально, кропотливо ребёнок рисует фигуру самого любимого человека. И наоборот, если он изображает кого-либо в общих чертах, небрежно, означает, что он отрицательно к нему относится. Отношение конфликтности часто сопровождается штриховкой, стиранием.
Важное диагностическое значение имеет неадекватная величина фигуры. Если ребёнок рисует младшего брата очень большим, даже больше родителей, - это может говорить об исключительном внимании, которое оказывается ему в семье. Иногда можно наблюдать, как рисунок совмещает в себе разные стили. Чаще рисовать начинают с того, к кому лучше относится художник.
Думаю, вы сделали определённые выводы, изучив рисунки своих детей. И возможно, перед кем-то из Вас встал вопрос «Как построить правильные отношения с ребёнком?», ведь каждый из нас хочет, чтобы ребенок вырос трудолюбивым, честным, успешным, уважающим своих родителей.
СЛАЙД
Учитель: Не забывайте, что дети это наше большое зеркало, в котором мы видим свои недостатки и недоработки, только в большом размере.
И в подтверждение этому мы хотим показать Вам одну притчу.
ПРИТЧА
Давным-давно, в одной восточной стране жила семья — мать, отец, маленький сын и дедушка. Дедушка был уже очень старенький и доставлял всем много хлопот, куда больше, чем ребенок. То опрокинет на себя еду, то откроет калитку в огород, и козы там все вытопчут, то чуть дом не подожжет, стараясь развести огонь в очаге.
И вот однажды жена говорит мужу:
«Нам стало слишком трудно жить вместе. Старик выжил из ума и совсем ничего не понимает. Посади его в корзину, отнеси подальше в лес и оставь там».
Муж уже хотел было идти за корзиной, как услышал слова сына:
«Папа, когда оставишь дедушку в лесу, не забудь принести корзину обратно домой!»
«Зачем?»
«А когда Вы с мамой состаритесь, она понадобиться мне, чтобы отнести ВАС в лес».
СЛАЙД
А сейчас наши дети выступят в роли журналистов и зададут Вам несколько интересующих их вопросов:
- Есть ли в вашей семье взаимопонимание с детьми?
- Сколько времени Вы проводите в день со своим ребёнком?
По сведению социологов дети общаются с родителями – 18 минут в день.
Общение необходимо ребёнку, как пища. Малыш, который получает полноценное питание, медицинский уход, но лишён постоянных контактов со взрослыми, недостаточно развивается не только психически, но и физически. Общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм. "Пища общения", отравленная злобой, раздражением, агрессивностью, искривляет психику ребёнка, ставит под удар его эмоциональное благополучие, а впоследствии – его судьбу.
РОЛИК «О гвоздях»
- Стоит ли поощрять ребёнка за хорошую учёбу? Как?
- Можете ли вы пообещать ребёнку, исполнить его желание в обмен на хорошее поведение или учёбу? Были ли у вас такие случаи?
- Как вы считаете, можно ли наказывать ремнём? Наказывали ли ремнём вас?
Попробуем проявить себя мудрыми родителями, когда оказываемся в следующих ситуациях.
СИТУАЦИИ
Обсуждение ситуаций
Ситуация 1.
Мать и отец приходят с работы. В раковине — гора невымытой посуды. Мать кричит, отец ругает ребенка. Он затыкает уши. Мать идет на кухню мыть посуду.
(Решение: без криков и упрёков отправить ребёнка на кухню).
Ситуация 2.
Школьника дразнят, обзывают в классе разными обидными словами. Он отказывается ходить в школу. Что делать?
(Решение родителей: Привести примеры из своего детства. Поговорить с родителями ребёнка, который обзывается, узнать, как в его семье воспринимают эту ситуацию, если нет понимания со стороны родителей, пообщаться с обидчиком)
Ситуация 3.
Ваш сын не любит учиться, не хочет идти в школу, старается увильнуть от выполнения домашних заданий. Как заинтересовать его учёбой?
(Решение родителей: у ребёнка должно быть увлечение, цель, достижение которых не осуществить без знаний, которые он получает в школе).
Говорят психологи:
Не хочу или не могу?
Девятилетний Сеня, на первый взгляд, совсем не волновался из-за того, что его грозятся выгнать из школы. В классе он считал ворон, дома все время просиживал перед телевизором, уроки делал под страшным нажимом. Но при этом с его лица не сходила улыбка! Сеня улыбался всегда: и когда его ругали, и когда ставили двойки. Только при виде папиного ремня Сеня ненадолго серьезнел. Однако именно эта застывшая, приклеенная улыбка и вызвала беспокойство психолога – это была маска, под которой скрывался страх. В первом классе Сене с большим трудом давалось письмо. Делая уроки, он развозил в тетради жуткую грязь. Мама, у которой тогда на работе были неприятности, раздражалась и кричала на сына. И Сеня, вообще-то сообразительный мальчик, при одном только упоминании об уроках впадал в ступор. К третьему классу эта патологическая реакция стала для него привычной. Как ни странно, боязнь школьных неудач – самый распространенный сегодня мотив отлынивания от приготовления уроков. Одного отчитала учительница перед всем классом, другого обсмеяли одноклассники, третий стесняется выходить к доске. Казалось бы, такие мелочи, но для ранимых и самолюбивых малышей очередная возможность потерпеть фиаско воспринимается как настоящая трагедия. И домашнее задание, как яркое напоминание о школе, вызывает только одно чувство – отвращение.
Распознать причину страха не так уж сложно. Понаблюдайте за вашим ребенком, за тем, как он рассказывает о школе. Если на ваши вопросы: "У вас дружный класс?" или "Тебе нравится учительница?" – ребенок начинает уходить от темы, запинаться, нервничать, значит, причина скорее всего, в его взаимоотношениях школьной средой. Страх перед очередной будущей неудачей мешает ребенку сосредоточиться, затормаживает, словно "отключает" от происходящего. Вид у него при этом бывает отрешенный, почти безмятежный, хотя никакой безмятежностью там, конечно, и "не пахнет". На самом деле это своего рода защитная реакция организма, тормоз, помогающий малышу остановиться на краю эмоциональной пропасти.
Родители часто, сами того не желая, укрепляют в ребенке этот страх. Взрослые начинают убеждать малыша в том, что у него все получится, но при этом не помогают ему в деле. Одни считают, что это не обязательно. Другие боятся, что ребенок привыкнет к постоянной помощи старших в подготовке уроков и перестанет надеяться на себя. На самом деле это не так всем детям доставляет огромную радость сознание того, что они наконец "и сами с усами". Помогая ребенку разбираться в нелюбимом предмете, вы своей заинтересованностью и доброжелательностью снимете его напряжение. Как только ребенок сможет справляться с уроками без вашей помощи, он обязательно от нее откажется. И, если вы заметите, что с первыми удачами у него просыпается интерес к предмету, значит, вы верно поставили "диагноз" и помогли ему "вылечиться".
Провокаторы поневоле
"Когда все нормально, мама меня не замечает. У нее слишком много дел", – честно признался мне двенадцатилетний мальчик. Его мама жаловалась на то, что сын не садится днем за уроки, а дожидается ее прихода с работы и потом целый вечер "тянет резину", не давая ей ни минуты покоя и отдыха.
Желание привлечь к себе внимание взрослых – еще одна "популярная" причина отказа делать уроки. Обычно таким образом реагируют дети очень занятых родителей или те, кто по природе своей склонен к демонстративности. Попробуйте использовать эту черту характера своего ребенка в общих интересах. Если ребенок выполнил уроки, постарайтесь демонстративно поощрить его: похвалите при домашних, как бы между делом расскажите по телефону своей подруге, как быстро он справился с заданием. И наоборот: если ребенок не сделал уроки, так же демонстративно не обращайте на него внимания. Но если вы действительно очень заняты и отдаете себе отчет в том, что мало времени уделяете своему ученику, – не удивляйтесь. Дети, которые чувствуют себя одинокими, часто считают, что школьная неуспеваемость – это чуть ли не единственный способ вызвать беспокойство взрослых.
Угрозы и наказания в данном случае "не показаны". Ведь по сути получается, что ребенка наказывают за его жажду любви. Поэтому прежде всего постарайтесь окружить сына или дочь теплом и заботой. Даже если, по вашему мнению, они получают все это с лихвой, их поведение свидетельствует об обратном.
Не просто капризы
Иногда трудности, которые испытывает ребенок, бывают вызваны небольшими, вроде бы незаметными отклонениями: нарушением логического мышления, пониженной концентрацией внимания, дисграфией... Не каждый случай нуждается в участии специалиста, но:
• Если вы обратили внимание на то, что вашему ребенку особенно трудно даются задачи, уравнения, составление планов – все те задания, где нужно использовать логическое мышление, – попробуйте для начала проверить его сами. Например, сыграйте с ним в какую-нибудь настольную игру, где нужно "включать" логическое мышление, потренируйтесь разгадывать загадки, ребусы. Если вы чувствуете, что ребенок совсем не справляется с заданием, это сигнал к тому, что у него, возможно, расстройство логического мышления и надо обратиться к психологу.
• Если ребенок сбивается при пересказе устных предметов, путает события, скачете одной темы на другую, возможно, он просто невнимательный, но не исключено и то, что у него нарушена концентрация внимания. Это тоже повод для визита к специалисту.
• Вечно "рассеянные", регулярно пропускающие и путающие местами буквы в словах или даже целые слоги могут страдать слабовыраженной дисграфией. Если подобные ошибки уже стали у вашего малыша нормой, показать его врачу стоит непременно. И чем раньше вы обратите на это внимание, тем больше шансов устранить этот дефект быстро.
Профилактика “пофигизма”
– Да... вам легко советовать! – жалуется мне на консультации мама 10-летнего Никиты. – А моего ничем не проймешь! "Не сделаешь уроки, – говорю, – не будешь играть в компьютер". А он мне: "Ну и не надо! Обойдусь!" Он без всего может обходиться, понимаете?
Таких примеров, когда ребенок "усаживается вам на шею", аккуратно свесив ножки, полно. Избалованные дети требовательны, как говорится, по определению, и рассчитывать на их "благонадежность" не приходится. Однако справиться с ними не так уж и трудно. Главное в этой ситуации неукоснительно соблюдать принцип "утром деньги, вечером стулья".
Обычно я спрашиваю родителей, что же делает их ребенок после того, как ему не разрешили играть в компьютер? Ответы стандартны: играет в игрушки, смотрит телевизор, идет погулять... То есть фактически все равно развлекается, наплевав на родительские требования. В результате взрослые добиться своего не могут и у всех (и в первую очередь у самого ребенка!) складывается ложное впечатление, будто бы он совершенно непобедим. На самом деле, стоит родителям проявить хоть немного последовательности, как все станет на свои места. Да, домашние задания – это дело ребенка, и он волен выбирать, готовить их или нет. Однако за двойку, полученную в результате невыученных уроков, следует лишать его каких-то важных для него жизненных благ. Главное, неукоснительно соблюдать правила вашей "игры". Тогда выбор в пользу безделья окажется невыгодным – вот вам и принцип "единственной альтернативы"! При этом прямого принуждения – "Я кому сказала, марш за стол!" – вам удастся избежать. И вместо того, чтобы вмешиваться в сам процесс приготовления уроков, вы сможете добиться результата, применив обходной маневр.
Советы психолога
Чтобы с поступлением ребенка в первый класс ваша жизнь не превратилась в бесконечную позиционную войну, придерживайтесь следующей тактики:
• Поначалу контролируя малыша тотально, постепенно переходите к выборочной проверке домашних заданий очень важно соблюсти зыбкую грань между полным невмешательством и излишней заинтересованностью.
• Постарайтесь внушить ребенку, что уроки – это его личное дело. Некоторым детям, особенно более старшего возраста, очень полезно почувствовать последствия собственной безответственности.
• Настраивайте малыша на активную работу в классе. Если они будут внимательно слушать объяснения учителя, большую часть устных уроков им удастся выучить в школе и свободного времени у них будет больше.
• Когда вы помогаете ребенку делать задания, придвиньтесь к нему поближе, погладьте по голове, подбодрите. Главное – не раздражаться и не считать потерянным то время, что вы с ним проведете за письменным столом – дети это очень чувствуют!
• Обязательно давайте ребенку возможность отдохнуть после школы в течение минимум трех часов. Это напрямую связано с продуктивностью подготовки уроков.
Психолог Татьяна Шитова
Рефлексия
Вывод, который мы сделали во время нашей совместной работы сегодня, отражён, на мой взгляд, в словах персидского поэта, который жил в 13 веке:
Покинут счастьем будет тот,
кого ребёнком плохо воспитали,
Побег зелёный выпрямить легко,
сухую ветвь один огонь исправит.
Поэтому у нас один путь, один способ, который предложил Оскар Уайльд:
«Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми».
Что может сделать наших детей счастливыми? Обратимся к народным пословицам, пропитанным мудростью.
Слайд (пословицы:
- Ребенок, что тесто, как замесил, так и выросло.
- Пороки ребенка не рождаются, а воспитываются.
- Верная указка не кулак, а ласка.
- Хорошему надо учиться три года, а плохому и часа хватит.
Какой же должна быть подлинная родительская любовь? Что оставлять в сердцах сыновей и дочерей наших, чтобы они выросли людьми, уважающими своих родителей, людьми, которыми мы могли бы гордиться?
Не забывайте, наши дети – наши постоянные свидетели, где-то краем глаза они видят наше падение, срывы, провалы, как бы мы не старались это скрыть. Краем уха слышат, как мы разговариваем с друзьями, просто случайными людьми. Резкий тон, недобрые слова по отношению к другим, непременно оставят след в поведении ребёнка, послужат примером для невольного подражания, хотим мы этого или нет. Недаром говорят: «Ребёнок – зеркало семьи»
Закончу наше собрание словами Себастьяна Бранта
Родитель, помни!
Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому.
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб,
кому язык распутства люб,
пусть помнит, что с лихвой получит
всё то от них, чему их учит.
Мужья - пример для жён своих,
и дети учатся у них.
Когда родители умны и добродетельно скромны,
то благонравны и сыны!
Коль видят нас и слышат дети,
мы за слова свои в ответе.
И за дела: легко толкнуть
детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
чтобы не каяться потом!
Презентация в родительскому собранию |