Пятница
22.11.2024
20:28
Категории раздела
Родителям [21]
В помощь ученикам [14]
Методическая копилка [10]
Воспитательная работа [7]
Аудио [3]
Видео [3]
Вход на сайт
Поиск
Мини-чат
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Мой сайт
    Главная » Статьи » Родителям

    Дети и компьютер

    КОМПЬЮТЕРНЫЙ ВЕК

    Вы пришли после работы домой, а любимое чадо сидит, уткнувшись носом в монитор компьютера. Обоснована ли ваша тревога? Попробуем разобраться вместе.

    Вы пришли после работы домой, а любимое чадо сидит, уткнувшись носом в монитор компьютера. И так — изо дня в день. Ни поговорить с ребёнком («мам, я занят», «пап, давай обсудим потом»), ни вытащить его на улицу. Друзья, спорт, уроки — всё забросил. И если поначалу вас радовало, что ребёнок всегда дома, не подвергается тлетворному влиянию улицы, то теперь это увлечение сына или дочери вселило тревогу. Ведь он (или она) дни и ночи напролёт готов играть в компьютерные игры. Обоснована ли ваша тревога? Попробуем разобраться вместе.

    Компьютерные игры появились вместе с появлением компьютеров и сразу же нашли массу поклонников. Сегодня компьютерная техника позволяет программистам разрабатывать очень реалистичные игры с хорошим графическим и звуковым оформлением. С каждым скачком в области компьютерных технологий растёт количество людей, которых в народе называют «компьютерными фанатами» или «гамерами» (от английского «game» — игра).

    Игровая зависимость — предполагаемая форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении компьютерными играми. Играми, вызывающими самую сильную зависимость, чаще всего считаются сетевые, особенно MMORPG.

    Формирование компьютерной зависимости происходит не мгновенно, а постепенно. Можно выделить стадии её формирования.

    1. Стадия лёгкой увлечённости

    Ребёнок впервые поиграл в компьютерную игру, ему нравится сюжет, он соотносит себя с главным героем, его привлекают картинки и музыка. Ребёнок или подросток начинает сравнивать мир реальный и виртуальный и отдаёт явное предпочтение последнему. На этой стадии игра носит скорее ситуационный, нежели систематический, характер. Устойчивая потребность в ней пока не сформирована, процесс игры не стал значимой ценностью для него.

    2. Стадия увлечённости

    На этой стадии у ребёнка уже появляется новая потребность — потребность играть в компьютерные игры. Почему она возникла? Возможно, у вашего ребёнка не ладятся отношения со сверстниками и он бежит от реальности или принимает на себя роль компьютерного героя. Как раз здесь игра и принимает систематический характер.

    3. Стадия зависимости

    Игра полностью вытесняет реальный мир.

    4. Стадия привязанности

    Здесь ребёнок держит дистанцию с компьютером, однако полностью оторваться от уже сформировавшейся и укоренившейся потребности в виртуальной реальности он не в силах. Этот период может длиться долго, даже всю жизнь.

    Признаки компьютерной зависимости:

    • когда родители просят отвлечься от игры, подросток не хочет делать это;
    • если все же ребёнка отвлекли от компьютера, он становится очень раздражительным;
    • ребёнок не способен запланировать время, когда закончит игру;
    • он расходует очень много денег, чтобы приобретать всё новые и новые игры;
    • подросток забывает о домашних делах и обязанностях, об учёбе;
    • сбивается полностью график питания и сна, ребёнок начинает пренебрегать своим собственным здоровьем;
    • чтобы постоянно поддерживать себя в бодрствующем состоянии, подросток начинает злоупотреблять кофе и другими психостимуляторами;
    • приём пищи происходит без отрыва от компьютера;
    • когда ребёнок начинает играть или работать на компьютере, он ощущает эмоциональный подъём;
    • подросток говорит только о компьютере, на другие темы общается крайне неохотно.

    От чего может возникнуть компьютерная зависимость

    1. В семье нет тёплых эмоциональных отношений. Родители (или иные близкие родственники) не уделяют ребёнку внимания, не интересуются его делами, тем, что действительно волнует и тревожит сына или дочь, не слышат его.
    2. Отсутствие у ребёнка серьёзных увлечений, интересов, хобби, привязанностей помимо компьютера.
    3. Неумение ребёнка налаживать контакты с окружающими, отсутствие друзей.
    4. Общая неудачливость ребёнка. Например, он и в школе учится неважно, и в компании не заводила, и с родителями отношения не очень хорошие. В такой ситуации ребёнок вполне может впасть в зависимость от компьютерных игр, где он — главный герой, на вершине успеха, победитель, властитель, первый разрушитель (или созидатель).

    Чем чревата неадекватная тяга ребёнка или подростка к компьютерным играм?

    1. Возможна сильная зависимость ребёнка от компьютера. Ребёнок начинает вести себя как настоящий наркоман: постоянно ищет время, чтобы играть, тратит все карманные деньги, чтобы купить новые игры, может даже украсть деньги, если закончились свои; говорит только о компьютерных играх, прогуливает школу, чтобы поиграть.
    2. Он становится эмоционально неуравновешенным, напряжённым, агрессивным, испытывает чувство тревоги, выглядит подавленным и озабоченным. У зависимых от игры детей часто нарушается сон, им снятся кошмарные сновидения. Такое «общение» с компьютером делает ребёнка замкнутым, неразговорчивым, он не может сосредоточиться ни на каком виде деятельности, может забросить учёбу.
    3. Компьютерная зависимость сказывается и на физическом состоянии ребёнка. Он становится вялым, апатичным, у него портится зрение.

    Тест-опросник для установления зависимости от компьютерных игр

    Для установления компьютерной зависимости от компьютерных и интернет-игр предлагается серия вопросов-утверждений. Опрашиваемые должны ответить, верно или нет утверждение.

    1. Вы испытываете эйфорию, хорошее настроение, когда играете в компьютерные игры?
    2. В последнее время требуется всё больше времени, чтобы достичь этого состояния?
    3. У вас случается чувство опустошенности, дурное настроение или раздражительность, когда вы не можете поиграть за компьютером?
    4. У вас есть боли в запястьях?
    5. Играя, вы пропускали приём пищи (завтрак, обед или ужин)?
    6. Ваши друзья или родственники говорили вам, что вы проводите невероятное количество часов за компьютерными играми?
    7. В дневнике появились двойки? Тройки? Вы пытались ограничить время работы за компьютером?
    8. Вы ощущаете онемение в мизинце во время работы за компьютером? Вы говорили другим, что проводите за компьютерными играми немного времени, хотя это не так?
    9. Вы отмечаете регулярные боли в спине (чаще, чем один раз в неделю)?
    10. В последнее время вас беспокоит сухость глаз?
    11. В последнее время у вас было сильное желание играть?
    12. С того времени, как играете в компьютерные игры, у вас появились нарушения сна: долгое засыпание, бессонница, беспокойный сон?

    Даже при одном положительном ответе стоит призадуматься, 25% и более положительных ответов говорят о компьютерной зависимости.

    Несколько советов родителям зависимых от компьютера детей

    Психологи советуют родителям придерживаться некоторых правил, которые помогают решить проблему зависимости ребёнка от компьютерных игр.

    1. Стройте отношения в семье на принципах честности и умении признавать ошибки.
    2. Не оскорбляйте своего ребёнка и его круг общения.
    3. Будьте другом и помощником своему ребёнку. Позиция «Я — старший, поэтому делай так, как тебе говорят» никогда не приведёт к доверительным отношениям.
    4. Сделайте так, чтобы ребёнок мог вам довериться всегда и при любых обстоятельствах.
    5. Не бойтесь показывать свои чувства ребёнку, если вы расстроены сложившейся «компьютерной» ситуацией. Тогда он увидит в вас не противника, а близкого человека, который тоже нуждается в заботе.
    6. Если вдруг возник конфликт, если вы потребовали от ребёнка прекратить работу за компьютером, не торгуйтесь: «Сначала сделаешь что-то (уроки, выполнишь домашние обязанности), потом можешь поиграть».

    Профилактика компьютерной зависимости

    1. Тесное и частое общение с детьми в семье. Обычно предрасположены к компьютерной зависимости дети, чьи родители часто отсутствуют в командировках: компьютер компенсирует общение с родителями, а потом родители становятся неважными и неглавными персонами.
    2. Разъяснение, убеждение, личный пример, неприемлемость физических и моральных наказаний.
    3. Разумное использование компьютера. Родители должны объяснить ребёнку, что домашние задания — это приоритет номер один. Если работа сделана — компьютер твой, нет — не твой.
    4. Наиболее подвержены развитию зависимостей подростки. Зависимый подросток ограничивает свой круг общения компьютером. Это приводит к тому, что у него не нарабатывается жизненный опыт, развивается инфантилизм в решении жизненных вопросов, появляются трудности в социальной адаптации, раздражительность, агрессивность.
    Категория: Родителям | Добавил: KorotaevaOV (22.02.2015)
    Просмотров: 928 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: