Воскресенье
19.05.2024
18:49
Категории раздела
Родителям [21]
В помощь ученикам [14]
Методическая копилка [10]
Воспитательная работа [7]
Аудио [3]
Видео [2]
Вход на сайт
Поиск
Мини-чат
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Мой сайт
    Главная » Статьи » Родителям

    КАК ЗАУЧИВАТЬ СТИХИ

    Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно (задали в садике, в музыкальной школе и т.д.), а ребенок не соглашается на это «ни за что на свете»?

    Ребенок может отказываться под разными предлогами: «я не смогу», «я не хочу», или просто без объяснений взять и уйти заниматься своими делами. При этом причина нежелания, как правило, одна: слишком большой объем новой информации, которую надо запомнить. Мозг маленького человечка просто пытается защититься от информационной перегрузки.

    В этом случае помогают несколько маленьких хитростей. В первую очередь, если ваше чадо сопротивляется, надо успокоить ребенка (усыпить его бдительность). «Хорошо, - соглашаемся мы, - учить стихотворение мы не будем. Давай, просто я буду рассказывать, а ты за мной повторяй». Обязательное условие, которое надо помнить: рассказывать можно только по одной строчке стихотворения. В таком случае ребенку будет легко за вами повторять, и он не будет чувствовать информационного стресса.

    Следующий шаг – выяснить, есть ли в стихотворение слова или фразы, которые непонятны ребенку. Выясняется это довольно просто: при повторении малыш будет либо путать непонятное слово, либо вообще откажется повторять строчку, где есть непонятная для него фраза. Следовательно, надо объяснить ребенку, что значит это слово, или фраза и привести побольше примеров, где и как еще можно употребить это слово (фразу).

    Когда все непонятные слова разъяснены, начинается сам процесс заучивания. Сначала повторяется первая строчка стихотворения. И до тех пор, пока ребенок не начнет рассказывать эту строчку без запинки, ко второй приступать не следует. Когда одна строчка запомнилась, можно начинать учить вторую. Когда и вторая строчка повторяется легко и без запинки, соединяем две строчки. И теперь рассказываем сразу две строчки, опять же до тех пор, пока ребенок не начнет сам рассказывать эти две строчки. Затем можно приступать к третьей и так далее. Таким образом, незаметно для себя, ребенок сможет выучить все стихотворение.

    Ну а если и такой способ не помогает, и ребенок продолжает противиться, то придется идти на крайнюю меру – надо взять ребенка так, как берет нас реклама – бесконечным повторением. Начинайте декламировать стихотворение в присутствии ребенка сами для себя. Сначала повторите его полностью три раза (большее количество раз, будет уже лишним), а затем начинайте бесконечно бубнить по одной – две строчки, в зависимости от их объема. Очень важно, чтобы вам самим это нравилось. Читайте с выражением, передавая интонациями настроение стиха.

    Можно брать игрушки и устраивать представления: сажаете их в круг, одну игрушку берете на «сцену» - пусть она расскажет стихотворение для остальных. А потом каждая игрушка будет повторять одну-две строчки своим отличным от остальных голосом. В конце концов ребенок включиться в игру. Многократное повторение – оружие мощное. Запомнишь, даже если совсем этого не желаешь. Поэтому для ребенка весь процесс запоминания пройдет незаметно для него самого.

    Тут есть одна очень важная рекомендация. Не стоит учить с ребенком больше двух строчек в один день. Неделя – вполне нормальный срок, чтобы выучить к празднику нужное стихотворение.

    Кстати, этот метод заучивание известен с древних времен. Называется он «система накопления». Именно его использовали индусы и другие народы при передачи своих священных и философских учений. Ключ к секрету этого метода состоит в начинании с самого малого, постепенном прибавлении и частом повторении.

    Повторение здесь очень важно, потому что заставляет пересматривать выученное и углублять с каждым разом впечатление. Такие частые повторения служат также и для сглаживания строчек, потому что каждая строчка скрепляется с предшествующей и последующей, а все вместе кажется выученным одновременно. Пользуясь этим методом, можно легко развить память ребенка, и он сможет запоминать сразу несколько строчек. Но индусские ученые предостерегают от преждевременного заучивания слишком большого числа строк в день, потому что память должна приучаться к работе постепенно.

    И напоследок несколько рекомендаций:

    1. Чтобы ребенку учить стихи было легко и приятно, надо с рождения приучать его к ритмически организованной информации. Тут помогут потешки, стишки, загадки, скороговорки. Если с рождения мама периодически рассказывает разные стишки и потешки, они сами по себе запоминаются, и память ребенка развивается естественным путем. К тому же, если ребенку постоянно читают стихи, ему это становится привычным и понятным. Поэтому заставлять учить рифмы такого ребенка не надо, он сам с удовольствием будет их повторять.

    2. Чтобы стихотворение училось легко – отдайтесь его ритму. Делайте с ребенком движения под ритм стихотворения. Тут подойдут шаги, плавные движения руками, качание туловищем и так далее.

    3. Для заучивания стихотворения можно использовать мячик: Вы говорите строчку и бросаете мячик ребенку. Он повторяет строчку и бросает мяч вам обратно. Вы говорите следующую строчку и опять бросаете мяч и так далее. Когда ребенок познакомиться со стихотворением поближе, можно бросать мяч на каждое слово. В этом случае ребенок не повторяет за вами слова, а каждый из вас говорит следующее слово в момент, когда мяч оказывается у него в руках.

    4. Можно нарисовать стихотворение вместе с ребенком. Это может быть одна картинка, а может быть целая серия небольших зарисовок, которые собираются в книжку.

    Категория: Родителям | Добавил: Школы (10.04.2014)
    Просмотров: 593 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: