Воскресенье
05.05.2024
14:20
Категории раздела
Родителям [21]
В помощь ученикам [14]
Методическая копилка [10]
Воспитательная работа [7]
Аудио [3]
Видео [2]
Вход на сайт
Поиск
Мини-чат
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Мой сайт
    Главная » Статьи » Методическая копилка

    Фестиваль информационных технологий (2012 год)

     

     Ученик – это не сосуд,  
    который надо заполнить, а 
    факел, который надо зажечь. 

    Л.Г. Петерсон

         Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно.                  

      Познавательный интерес формируется в процессе обучения через предметное содержание деятельности и складывающиеся отношения между участниками учебного процесса. Этому способствует широкое использование фактора новизны знаний, элементов проблемности в обучении, привлечении данных о современных достижениях науки и техники, показ значимости знаний, умений, навыков, организация самостоятельных работ творческого характера, организация взаимообучения, взаимоконтроля учащихся и т.п.

        В активном восприятии и осмыслении изучаемого материала большое значение имеет умение учителя придавать этому материалу увлекательный характер, делать его живым и интересным. Основной задачей учителя при организации эффективного учебно-познавательного процесса является включение в изучаемый материал занимательных моментов, элементов новизны и неизвестности, что способствует развитию познавательного интереса и формированию познавательных потребностей.
           Необходимо отметить, что формирование познавательного интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях. Поэтому перед тем как приступить к изучению какой-нибудь темы, учитель много времени должен уделить поискам активных форм и методов обучения. Заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. И это совершенно справедливо. Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно лишь при условии, что ученик будет хотеть делать то, что желает учитель. Чтобы активизировать познавательную деятельность детей, надо привнести элемент занимательности как в содержание, так и в форму работы.

            Итак, педагогу необходимо стараться максимально приблизить изучение программного материала к жизни, сделать процесс обучения более эмоциональным и интересным. Это позволит пробудить у учащихся младшего школьного возраста интерес к новому, желание познавать мир и, учитывая психологические особенности детей, помогать им лучше и легче усваивать учебный материал. 

         Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе, на мой взгляд,  можно назвать создание мультимедийных презентаций. "Презентация" - переводится с английского как "представление". Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.  Это подтверждает и английская пословица: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Яркая, необычная форма подачи учебного материала в виде презентации способствует более прочному усвоению новых знаний у детей.

        Младший школьный возраст – это возраст, когда эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности.  Урок, включающий слайды презентации, данные электронной энциклопедии, вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.

          Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника, показать завораживающую красоту растительного и животного мира, природных явлений, даёт возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно, уникальные информационные материалы (картины, рукописи, видеофрагменты). Так мои четвероклассники увидели, как выглядел первый в России паровоз. (См. Приложение №1»), смогли совершить путешествие по уникальным местам необычного материка Австралия, побывать в гостях у японцев, попытаться понять их менталитет, познакомиться с их поэзией и попробовать свои силы в сочинении  хокку и мн.др.

         У младших школьников наиболее развито наглядно – образное и наглядно – действенное мышление. Наглядность - это ключевой аргумент использования мультимедийных презентаций.  Зрение и слух – самые мощные и самые эффективные каналы передачи и приёма информации. Чем ярче и разнообразнее будет представление информации, тем эффективней будет процесс ее усвоения. (См. Приложение №1»)

          Анимация – очень важный элемент в презентации. Движение отдельных частей слайда привлекает внимание школьников, и они заостряют свое внимание на анимированной части информации. Таким образом, все тезисы сообщения учителя будут услышаны и увидены детьми. (См. Приложение №3»).

           В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими,  позволяет сделать этот процесс более плавным. Применение же полученных знаний, умений и навыков в игровой компьютерной среде приводит к  актуализации и мотивации их приобретения. (см. Приложение №2, папку на диске «Дидактические игры на уроках обучения грамоте»)

          Внедрение ИКТ позволяет  повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы. Применение на уроках диагностических комплексов даёт возможность и самому обучающемуся, и учителю за короткое время получить объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Повысить уровень изучаемого материала позволяют разработанные мною тренажёры по разным темам

    - склонения имён существительных;

    - время глаголов;

    - лицо глаголов;

    - род имён прилагательных;

    - правописание безударных окончаний разных частей речи и др. (См. папку на диске «Тренажёры»)

       Помимо создания и использования презентаций мы очень эффективно пользуемся ресурсами Интернета.  Самыми любимыми уроками стали для нас уроки-конференции. При подготовке к каким урокам, ученики делятся на группы, и каждая группа получает вопросы, на которые им предстоит найти ответы, в учебниках, в справочниках, в Интернете и т.п. Но вопросы следует составить таким образом, чтобы учащиеся не просто нашли нужную информацию, а анализировали её, делали выводы. Результат своих исследований обучающиеся представляют в виде презентаций, коллажей, брошюр и т.п. Результат урока-конференции «Открытие Австралии» - презентацию «Страна наоборот» вы можете найти на диске.  

    Проведение таких уроков позволяет:

    • развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
    • овладевать практическими способами работы с информацией;
    • развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

      Таким образом ресурсы Интернета открывают возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, освобождают учителя от подготовки разноуровневых заданий.

       Психолого-педагогические исследования в классе показали, что использование возможностей ИКТ в начальной школе способствует:
    -повышению мотивации к учению,

    -повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности,

    -активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников,-развитию наглядно-образного, информационного мышления,
    -развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников,
    -повышению активности и инициативности младших школьников на уроке,
    -повышению уровня комфортности обучения.

        Все это позволяет говорить о повышении качества работы учителя. 

        Возможности ИКТ применяются мною и во внеурочной деятельности. Мы часто проводим классные часы в нетрадиционных формах, используем яркие презентации при проведении праздников, родительских собраний. Это позволяет вызвать у родителей интерес к собраниям, ответственность и потребность участия в делах  классного коллектива. Нестандартное по форме и актуальное по значимости родительское собрание может совершить переворот в сознании мам и пап, разбудить в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливым. (См. папку на диске «Воспитательная работа»)

         Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Таким образом, компьютер выступает мощнейшим стимулом для творчества детей. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.

    https://drive.google.com/file/d/0B_q-p1z3nBYObnBxQmdoM1ZnNzg/edit?usp=sharing

     

    Категория: Методическая копилка | Добавил: Школы (10.04.2014)
    Просмотров: 986 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: