Использование ИКТ в начальных классах в условиях реализации ФГОС
В настоящее время перед российской системой образования стоит ряд важных проблем, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и обеспечения возможностей доступа к образовательным ресурсам и сервисам. Опираясь на слова, Д.А.Медведева: «...очень важно научиться пользоваться всеми новыми технологиями. Это задача номер один не только для учащихся, но и для учителей - вся переподготовка должна быть ориентирована на использование современных технологий», создание информационной среды, а также формирование механизмов и необходимых условий для внедрения достижений информационных технологий в повседневную образовательную и научную практику является ключевой задачей на пути перехода к информационному обществу.
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования.
Массовое внедрение ИКТ в сфере образования и науки, использование нового образовательного контента и новых технологий образования, влечет за собой изменение стандартов и требований, методик преподавания, и как следствие, требует изменения самой стратегии развития образования.
Президентская инициатива «Наша новая школа», учитывая тенденции времени, предлагает основные направления развития общего образования, содержит характеристики школы 21 века:
она должна готовить ребенка к профессиональной мобильности,
к возможному переучиванию,
инициативности и умению творчески смотреть на окружающий мир.
Все это заставляет школу становиться иной.
В Республике Коми ведется системная работа по всем ключевым направлениям развития и внедрения ИКТ в сфере образования.
Цель моего выступления состоит в том, чтобы показать возможности использования ИКТ в образовательном процессе в начальной школе.
Актуальность данного вопроса такова - в эпоху информатизации образования современная школа требует квалифицированных, инициативных, информационно грамотных специалистов, способных эффективно применять современные информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) в своей профессиональной деятельности, владеть методикой использования цифровых образовательных ресурсов.
ИКТ включает понятия: педагогическая технология, метод проектов, интерактивность, электронное издание, учебное электронное издание.
Одной из основных задач является эффективное использование следующих важнейших преимуществ информационно – компьютерных технологий:
- возможность организации процесса познания;
- индивидуализация учебного процесса;
- возможность построения открытой системы образования;
- создание эффективной системы управления информационно – методическим обеспечением образования.
Поэтому, учитель при организации учебной деятельности учащихся с использованием ИКТ определяет следующие цели:
обучающие:
знакомство детей с возможностями новых цифровых мультимедиа технологий;
овладение навыками работы с компьютером;
обучение приемам и способам проектной деятельности.
развивающие:
развитие мыслительных и творческих способностей учащихся;
развитие умения планировать, систематизировать и анализировать деятельность;
развитие коммуникативных способностей, умения сотрудничать с детьми и взрослыми;
развитие речи и способности доступно и грамотно представлять результаты своей деятельности;
воспитывающие:
воспитание информационной культуры;
воспитание самостоятельности и творческой активности учащихся;
воспитание критического отношения к себе и своей работе;
Таким образом, опираясь на цели и задачи, основой моей педагогическойдеятельностиявляется использование ИКТ как одной из базовых педагогических технологий нового стандарта, необходимого для достижения метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Спектр использования возможности ИКТ в моей работе достаточно широк.
Я использую в учебном процессе компьютер, мультимедийный проектор, интерактивную доску и уроки «КМ-Школы».
Урочная деятельность предусматривает различные способы использования ИКТ на уроке.
Я использую следующие варианты уроков с ИКТ-поддержкой:
1. Урок с мультимедийной поддержкой (урок демонстрационного типа) (в классе используется один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски»).
В качестве программного обеспечения использую материалы готовых программных продуктов на СD, DVD, содержащих большой объем фото-, видео-, аудиоматериалов информации по различным темам.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе я бы назвала создание мультимедийных презентаций.
Появление современных ЭОР, представляющих собой собрание таких материалов, позволяет сделать очень интересные и качественные презентации практически к любому уроку.
Уроки с компьютерной поддержкой я провожу в компьютерном классе, где учащиеся работают группами или по очереди за несколькими компьютерами.
На таких уроках целесообразно давать задания, выполняя которые учащиеся работают с учебной программой, которая наряду с научно-познавательным текстом, рисунками включает задания для практической работы, тренировочные и контрольные упражнения. Таким образом, можно провести индивидуальный и полный анализ уровня знаний учащихся и дать им объективную оценку, а также выявить слабые места в усвоении знаний учащимися.
На уроках с компьютерной поддержкой рекомендуется проводить тестирование. Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель-ученик. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Программным обеспечением служат тестовые программы, которые я разрабатываю сама.
Рациональны уроки тренинга или конструирования. Как правило, на уроках математики это тренажер для решения задач определенного типа или среда для решения конструктивных задач. На таком уроке учащиеся индивидуально или в группе работают с конструктивной средой с целью отработки навыка в решении задач или достижения конструктивной цели.
Традиционный урок с использованием Интернет-ресурсов
На таком уроке рекомендуется использовать в качестве учебно-методического сопровождения изучаемого курса как различные электронные издания на CD-, DVD-носителях (учебники, учебные пособия, хрестоматии, задачники, словари, справочники, тесты, символьные объекты и т.д.), так и образовательные Интернет - ресурсы. Эти материалы я использую при подготовке к уроку, на разных этапах проведения (объяснение, закрепление, контроль).
Примерный алгоритм проведения урока:
- на этапе подготовки к уроку - анализирую электронные информационные ресурсы, отбираю необходимый материал по теме урока, структурирую и оформляю его на электронных или бумажных носителях;
- при объяснении нового материала на уроке - использую предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты изучаемых процессов и явлений, демонстрации опытов, видео-экскурсии), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, символьные объекты. При этом учителю необходимо комментировать информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами;
- при закреплении пройденного материала - предлагаю учащимся работу с текстом электронного учебника или учебного пособия, электронными хрестоматиями, справочниками, словарями, задачниками и т.д. На этом этапе я использую фронтальные, групповые, индивидуальные и дифференцированные формы организации учебной деятельности учащихся. Для организации дифференцированного обучения заранее на основе использования этих ресурсов разрабатываю задания для учащихся с учетом их индивидуальных особенностей. Раздаточный материал может быть подготовлен как в электронном, так и бумажном виде.
Нетрадиционные формы урока.
Мультимедийная лекция, виртуальная экскурсия. Подобная организация образовательного процесса предполагает включение всего класса в работу с ИКТ с использованием дифференцированных и индивидуализированных форм.
Использование интерактивной доски на уроке - это не только возможность увлечь школьников интересным материалом, но и самому учителю по-новому взглянуть на свой предмет.
Почти 3 года я работаю с интерактивной доской SMART Board. Это уникальная возможность сочетания компьютерных и традиционных методов организации учебного процесса. Мои ученики получают возможность управлять компьютером легким касанием поверхности доски, а с помощью маркеров, можно делать соответствующие исправления, пометки, записи и сохранять их.
Тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты лекции. Во время урока мои ученики делают все это у доски перед всем классом, что привлекает всеобщее внимание.
На уроках математики при помощи средств доски можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под моим руководством на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, решают задачи.
Для учащихся, испытывающих затруднения в решении задач, средства доски позволяют смоделировать картинку или сюжет задачи. Так как длительное преобладание наглядно образного мышления над абстрактно-логическим – это возрастная особенность младшего школьника.
На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи.
Главное: при выполнении заданий участвуют и глаза, и мозг, и руки учащихся, а игровые элементы имеют немаловажное значение в развитии у них интереса к выполняемой работе, а, следовательно, поддержании необходимого уровня интенсивности процесса обучения.
Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются средства SMART Board, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Благодаря данному ресурсу, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.
Информационно-образовательное пространство дополняют уникальные образовательные ресурсы «КМ-Школы» - это и готовые уроки, и медиатеки, энциклопедии, базовые тестовые задания, которыми я и мои ученики пользуемся на уроках и при выполнении домашних заданий.
В чем же особенность уроков?
Они разбиты на несколько частей и включают:
ориентировку,
объяснение нового материала,
вопросы для самоконтроля,
тренажеры,
итоговое тестирование,
выводы к уроку.
Особое место в КМ- школе занимают анимированные герои, которые создают особую эмоциональную атмосферу на уроке. Анимация помогает лучше усвоить самые «сухие» правила и определения.
Полюбившийся герой уроков, научит детей посадке деревьев, наблюдению за живой природой, поведением животных и многое другое.
Оценить уровень знаний учащихся позволяют тесты, которые представлены в уроках, либо учитель может создать их сам в готовых тестовых оболочках.
В ресурсах энциклопедии «КМ-Школы» более 15 000 статей, и 30 000 иллюстраций, 40 часов видео.
Фотоиллюстрации используются в обучении для формирования наглядных представлений об уникальных, недоступных для непосредственного наблюдения объектах (историческое лицо, событие, природное явление и т.п.).
Младшему школьнику присуще любопытство. По ссылкам он может найти ответ на многие интересующие его вопросы. Особый интерес представляют трехмерные модели: объемный мир на плоском экране. Работая с трехмерными моделями, мы можем их: приближать, удалять, вращать, показывая скрытые стороны. Активизировать учащихся, проверить свои знания, снять напряжение, дать возможность поиграть позволяют тренажеры. Если ошибешься, появляется веселый звуковой сигнал, что снимает напряжение ученика. А многочисленные ребусы и загадки непременно хочется решить самому первому, чтобы выйти к доске!
В состав комплекса информационного интегрированного продукта «КМ-Школа» входят такие разделы как:
- медиатека;
- энциклопедия;
- тренажеры;
- анимация;
- видеофрагменты;
- трехмерные модели;
- фотоиллюстрации;
- аудиозаписи.
Достоинство базы знаний «КМ-Школы» заключается в том, что этот богатейший учебный материал одинаково доступен всем учителям, не зависимо от преподаваемого предмета, и всем ученикам. Кроме того, этот материал принципиально избыточен по объему, что позволяет углублять и расширять учебные программы в зависимости от образовательных потребностей учащихся и специфики школы.
На обычном уроке учитель затрачивает много сил на поддержание дисциплины и концентрации внимания учеников, при использовании ИКТ эти процессы естественны.
Труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:
- повышает качество знаний
- продвигает ребенка в общем развитии
- помогает преодолеть трудности
- вносит радость в жизнь ребенка
- позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
- создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и
- учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
Одной из форм организации свободного времени учащихся является внеурочная деятельность как составная часть учебно-воспитательного процесса.
Мировой и российский опыт показывают, что использование средств ИКТ не на уроке, а вне урока обладает рядом преимуществ: отсутствуют жесткие временные рамки для каждого фрагмента учебного процесса, имеется возможность для индивидуального решения технических проблем, можно обойтись меньшим количеством технических средств и т.д. Вне урока можно выполнять домашнее задание к очередному занятию, заниматься индивидуальной или коллективной работой над проектом.
Внеурочная работа - это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между школьниками и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.
Большая часть УУД, полученных на уроках, используется моими учениками во внеурочной деятельности на занятиях в «Клубе юных знатоков».
С ребятами мы используем следующие виды работ:
1. Разработка проектных работ, предусматривающих использование ИКТ.
2. Участие в викторинах, фестивалях, конкурсах.
3. Оформление рефератов, проектов, презентаций.
4. Проведение дней открытых дверей для родителей, коллег.
7. Создание портфолио класса, учащегося.
8. Проведение традиционных мероприятий гимназии.
Продуманный выбор приоритетных направлений деятельности, планирование учебного процесса, ориентированное на цели и задачи обучения, применение ИКТ, позволяют мне добиваться стабильных результатов в обучении учащихся.
В качестве ожидаемых результатов, можно выделить следующие:
· формирование ключевых компетенций учащихся в процессе обучения и во внеурочной деятельности;
· повышение мотивации к обучению учащихся;
· овладение компьютерной грамотности как ученика, так и учителя;
· организация самостоятельной и исследовательской деятельности учащихся;
· создание собственного банка учебных и методических материалов, готовых к использованию в учебно-воспитательном процессе.
· развитие пространственного мышления, познавательных способностей учащихся;
· эстетическая привлекательность уроков.
Я, как учитель, работающий с младшими школьниками, считаю, что начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать и писать, заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, но и обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией.
Высказывание академика Семенова А.П. «Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы», должно стать определяющим в работе каждого учителя.
|